Центр системного развития личности

Задать вопрос

Как мозг нас обманывает: самые частые когнитивные искажения

Как мозг нас обманывает: самые частые когнитивные искажения
Тренер Как мозг нас обманывает: самые частые когнитивные искажения
Дмитрий Сорока
Психолог, коуч-консультант, бизнес-тренер

Частые вопросы по теме когнитивных искажений

  • Что такое эффект ореола?

    Это искажение, при котором одно положительное или отрицательное качество человека (например, внешность или уверенность) влияет на восприятие всех остальных качеств.

    Пример: если человек выглядит уверенно, нам может казаться, что он ещё и умный, и надёжный — даже без фактов.

  • Почему мы считаем, что большинство думает так же, как мы?

    Это эффект ложного консенсуса — искажение, при котором человек переоценивает степень согласия окружающих со своей точкой зрения.

    Итог: мы чувствуем себя «нормальными», даже если мнение субъективно и нетипично.

  • Что такое ошибка планирования?

    Склонность недооценивать время, усилия и ресурсы, необходимые для выполнения задачи. Даже опытные люди снова и снова опаздывают со сроками — из-за чрезмерного оптимизма и игнорирования прошлого опыта.

  • Как работает эффект якобы уникального опыта?

    Это убеждение, что наш личный опыт — исключительный, и никто другой не может понять, «как на самом деле».

    Результат: игнорируются полезные советы, потому что «моя ситуация особенная».

  • Почему мы боимся менять принятое решение, даже если оно оказалось ошибочным?

    Это эффект невозвратных затрат: мы продолжаем инвестировать время, деньги или эмоции в неудачный выбор, потому что уже «слишком много вложили».

    Итог: усилия продолжаются не из рациональности, а из нежелания признать ошибку.

  • Что такое слепое пятно предвзятости?

    Это парадоксальное искажение: мы легко замечаем когнитивные ошибки у других, но игнорируем свои собственные.

    Формулировка: «Все ведутся на манипуляции, но я-то — точно нет».

  • Почему нам сложно отказаться от первой версии объяснения?

    Из-за эффекта первичности (или первичной информации): первая услышанная версия события формирует восприятие, даже если позже появляются опровергающие факты.

    Итог: даже опровергнутая «первая версия» продолжает влиять на мнение.

Другие статьи

Критическое мышление — зачем нужно и как развивать
Критическое мышление — зачем нужно и как развивать
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
Основные принципы, методы и техники тайм-менеджмента
Основные принципы, методы и техники тайм-менеджмента
Как начать медитировать: пособие для начинающих
Как начать медитировать: пособие для начинающих
Как развить уверенность в себе: пошаговое руководство
Как развить уверенность в себе: пошаговое руководство
Как развить и укрепить силу воли и дисциплину: пошаговое руководство
Как развить и укрепить силу воли и дисциплину: пошаговое руководство
Как научиться отказывать и говорить НЕТ
Как научиться отказывать и говорить НЕТ

Наши мероприятия

Мероприятие Стратегия прорыва, тренинг в Москве
Стратегия прорыва, тренинг в Москве

3 дня — офлайн практика
7 дней онлайн модуль

Мероприятие Тренинг «Стратегия прорыва» в Красноярске
Тренинг «Стратегия прорыва» в Красноярске

3 дня — офлайн практика
7 дней онлайн модуль

Мероприятие Тренинг «Трансформация» в Красноярске
Тренинг «Трансформация» в Красноярске

6 дней тотальной перезагрузки мышления
6 дней — офлайн практика
14 дней — онлайн-модуль

Мероприятие Лидерская программа «Дистанция автора»
Лидерская программа «Дистанция автора»

Программа создания экстраординарных результатов в жизни под руководством наставника Дмитрия Сороки

Мероприятие Тренинг «Импульс»
Тренинг «Импульс»

Перезагрузи свою жизнь на уровне мышления, тела и энергии
3 дня — предобучение онлайн
5 дней — офлайн-практика
7 дней — онлайн-модуль

Задать вопрос

Мы вам позвоним и ответим на любые ваши вопросы

Написать в тех. поддержку

Подпишитесь на рассылку

Мы не занимаемся рассылкой спамаю. Вам будут приходить наиболее важные и полезные для вас материалы.